Оглавление

пятница, 2 июля 2010 г.

Владимир Макацария - русское лицо компании Johnson & Johnson Medical


Интервью с Владимиром Макацарией - генеральным директором компании Johnson & Johnson Medical в России и членом совета директоров в Европе, Ближнем Востоке и Африке.

E-xecutive: Владимир, расскажите, пожалуйста, как получилось, что вы выбрали медицину в качестве основного рода деятельности? Что повлияло на ваше решение?

Владимир Макацария: Мои родители - врачи, и закончив английскую спецшколу, я тоже пошел по их стопам: поступил в Московскую медицинскую академию. Мне действительно очень нравилась эта сфера деятельности. Привлекало, что результат в этой профессии виден сразу: болел, страдал, а врач ему помог, вылечил. На мой взгляд, это воодушевляет. Но за 2 года обучения в мединтституте я понял, что динамика работы врачом, терапевтом, хирургом меня не устраивает. Хотя это и творческая работа, но круг общения очень узкий: ты и пациент. Мне захотелось попробовать себя где-то еще, и организация здравоохранения была одной из зон интереса. Пригодились знания, полученные в спецшколе: я уехал на 4 года в Америку. Там учился в Университете Миннесоты и подрабатывал на кафедре ассистентом.


E-xecutive: В современном мире студентам часто приходится одновременно учиться и работать. Что это дает помимо практического опыта и возможности представить некий план будущей карьерной лестницы?

В. М.: Мне кажется, современному студенту очень важно где-то работать, я это приветствую. Это дает возможность улучшить самодисциплину. У меня не было возможности серьезно работать пока я учился, просто не хватало времени… Летом я проходил практику в больнице в Питсбурге, набирался опыта управления больницей.
Первые свои деньги заработал еще в детстве, играя в теннис. Это увлечение очень помогло в Америке: я играл за университет, а мне давали возможность бесплатно учиться. Я бы и сейчас рекомендовал молодежи пожить за рубежом.

E-xecutive: Почему, на ваш взгляд, обучение за рубежом необходимо для молодежи?

В. М.: Это дает колоссальный жизненный опыт. Уехать в другую страну, взять на себя ответственность, не побояться встать на ноги – это лучше всего формирует человека. И еще это показывает, насколько он может адаптироваться в другой культуре. Можно сказать, хороший культурный опыт. Плюс, конечно, формируется широкий кругозор.

E-xecutive: По окончании университета вы остались жить и работать в США или сразу вернулись в Россию?

В. М.: У меня на руках был диплом физиолога. Все мои сокурсники по окончании университета пошли руководить клиниками, работать в страховые компании или же ушли в индустрию производства медицинской продукции. А я закончил программы MBA и MHA (Masters in Healthcare Administration), женился на американке и хотел показать жене русскую культуру. В тот момент, когда мы собирались в Россию, я получил предложение работать в Johnson & Johnson.

E-xecutive: Расскажите, пожалуйста, как началась ваша карьера в Johnson & Johnson?

В. М.: Все началось в Cordis. Я даже помню, как проходило собеседование. Меня попросили продать ручку. Вернее, показать, как я умею продавать что-либо. Я начал долго расписывать, какая это красивая ручка, какая она чудесная и необходимая всем… Говорил, наверное, минут 15. Потом человек, который проводил собеседование, посмотрел на меня и сказал: «Вы знаете, я не умею писать». Это был лучший урок: для того, чтобы понять, что человеку необходимо, нужен диалог, нужно уметь слушать, а не только говорить.

E-xecutive: На какую позицию и в какое подразделение в итоге вас пригласили?

В. М.: Я начинал с самого начала, проходил различные ступени: работал торговым представителем, потом менеджером по продажам, потом руководил отделом кардиология, потом хирургическим отделом. Мне везло: все мои руководители были очень талантливые люди, они быстро продвигались и вели меня за собой. Иметь хороших руководителей – это очень важный фактор, чуть ли не основной.

E-xecutive: Как получилось, что вы возглавили компанию?

В. М.: В 1998 году после кризиса все экcпаты компании уехали: работа в России перестала вызывать у них интерес. Бизнес был маленький, доходы компании перестали покрывать ее расходы. После отъезда экспатов компанию «унаследовал» я. Мне сказали: «Вот тебе компания, маленький бизнес, 30 человек, если что-то получится, то получится…» Получилось, что в 28 лет я стал генеральным директором медицинского сектора Johnson & Johnson.

E-xecutive: Каких успехов удалось достичь компании под вашим руководством на сегодняшний день?

В. М.: За 5-6 лет произошел огромный рост. Сейчас у нас работает около 500 человек. Разносторонняя команда всегда гораздо эффективнее. И это научно доказано. У нас даже совет директоров сбалансирован: 50% женщин, 50% мужчин. Это люди, которые имеют самое разное образование: врачи, финансисты, экономисты, химики, есть даже из области искусства…

E-xecutive: Взглянув на прошлое с высоты сегодняшнего положения, какой опыт вы вынесли из работы в компании с момента вашего приема на работу?

В. М.: Тест с продажей ручки до сих пор иногда использую на собеседовании. Я не смотрю на технические навыки человека, меня интересуют личные качества, лидерские способности. Поэтому я очень люблю задавать открытые вопросы. Например, такой: «Расскажите мне о себе?». А дальше очень интересно слушать, что человек будет о себе говорить. Кто-то может удариться в детали и рассказывать о сегодняшнем дне, а кто-то - о своих мечтах, о будущем, кто-то начнет с семьи… Очень важно, что для человека является приоритетом в жизни.

E-xecutive: Если бы вам задали этот вопрос, с чего бы вы начали свой рассказ?

В. М.: Если бы мне задали такой вопрос, то я бы сначала рассказал о семье, о том, что у меня 3 детей, скоро будет 10 лет совместной жизни с супругой, рассказал бы о родителях…

E-xecutive: На что бы вы еще обращали особое внимание при встрече с потенциальным кандидатом на работу? Как вели собеседование?

В. М.: Очень интересно знать, какие основные мотивации у человека, почему он вообще хочет работать. Для кого-то основной двигатель – деньги. И это многое скажет о человеке. Вообще должна быть дискуссия. Но в некоторых случаях, если мне сложно разобраться в человеке, я попытаюсь создать для него стрессовую ситуацию. Например, могу задать вопрос: «Хорошо ли вы разбираетесь в людях?» В основном все говорят «да». Тогда прошу рассказать обо мне. Этот вопрос всегда потрясает. Некоторые начинают петь дифирамбы, что не очень приятно, а некоторые начинают думать. Мне интересно, на чем будут основываться выводы, как человек будет размышлять.
Для меня одно из важнейших человеческих качеств – честность. Если ты видишь, что человек обманщик, то дальше ты просто теряешь к нему доверие. А доверие завоевать, как известно, труднее, чем потерять. Можно рисковать и ошибаться, можно об этих ошибках прямо говорить, но обманывать – нельзя! За это я мог бы и уволить.

E-xecutive: Правильно ли я поняла, что вы отсматриваете каждого потенциального кандидата на работу?

В. М.: Раньше я проводил собеседование сам, сейчас просто не хватает на все времени. Хотя мне хотелось бы этим заниматься, и не в целях контроля, а для того, чтобы знакомиться с новыми сотрудниками. Хотелось бы создать команду звезд, сплоченную, с одной стороны, а с другой, чтобы каждый был лидер. Правда, у всех понятие «лидер» разное. Для меня лидер – это не тот человек, за которым пойдет толпа, ведь толпу можно завести куда угодно… Для меня лидер – тот, кто помогает другим стать лучше. И совсем хорошо было бы, если бы эти люди не только помогали другим, но и сами становились лучше. Если человек во время собеседования сконцентрирован на себе, а это, как правило, видно, это отражается и в его речи. Например, он начинает каждое предложение со слова «я»: «Я хороший лидер…я могу …я хочу… я делаю так…». Это значит, что он думает только о собственной персоне, а не о других людях. Такой лидер для меня уже не существует.

E-xecutive: Какие приемы вы еще используете для того, чтобы определить, может ли кандидат стать частью вашей команды?

В. М.: В ходе собеседования важно узнать, будет ли человек работать только на себя или будет делать все для развития других. Это можно определить. Один из способов – обратить внимание на то, как он строит предложение. Если человек говорит: «Я горжусь за свою команду, потому что она добилась чего-то» или «Самое приятное в прошлом году было то, что трое из моих сотрудников развились и стали кем-то», это говорит о том, какие у человека ценности и приоритеты. А еще у человека можно спросить, каким он представляет себе идеального руководителя. Очень интересно слушать.

E-xecutive: Какими качествами должен обладать кандидат, претендующий на топовую позицию в вашей компании?

Кандидат должен быть инициативным, готовым взять на себя риск, расти и развиваться и не боятся окружать себя сильными людьми. Если человек говорит, что ему нужны исполнительные и послушные сотрудники, то, на мой взгляд, это говорит о том, что у человека есть «лидерский потолок». В итоге суть моей работы - взять в компанию самых талантливых людей, помочь им развиться и делать общее благородное дело. Мне бы хотелось, чтобы каждый человек, который у нас работает, был лидером именно в этом смысле.

Оксана Зотикова, специально для E-xecutive

Комментариев нет:

Отправить комментарий