Оглавление

четверг, 1 июля 2010 г.

Джеффри Безос, первый в мире АМАЗОН мужского рода


Сегодня у него покупают свыше 10 миллионов обладателей пластиковых карт, сегодня на него пашут тысячи квалифицированных специалистов, сегодня его онлайновый магазин - самый известный, самый популярный, самый посещаемый.  Скандалы вокруг его имени грозят перерасти в громкие судебные процессы. И в то же время ему удалось выпечь рекордных размеров рождественский пирог с витиеватой надписью "успех по-американски". Так кто же он, наш нынешний герой?


Джефф Безос (Jeffrey Preston Bezos) родился "на чистых простынях" (читай, - в благополучной семье). История этой "ячейки американского общества" дошла до нас, в основном, благодаря стараниям его матери Жаклин. Итак, читаем.
"В Новом Свете наша генеалогия начинается с двухметрового краснорожего гиганта полковника Роби Холла, разгуливавшего по единственной улочке Сан Антонио в одеждах, которые бы возмутили сегодняшних защитников прав животных (кстати, ретушированный портрет именно этого предка украшает домашний кабинет Джеффа, - прим. автора). На государственной службе Холлу удалось сколотить небольшой капиталец и разместить его в надлежащем банке, что позволило, полстолетия спустя, его внуку Бернарду Весперу прикупить на юге штата заброшенный участок площадью в 25.000 акров".
Шли годы, пустырь превратился в весьма и весьма ухоженную частную территорию. И однажды выпачканные травяной жвачкой морды рогатых обитателей фермы разом повернулись на звук хлопнувшей дверцы автомобиля.
Жу привезла из города "на постой" тощего, мерзко орущего младенца, и теперь обнималась у калитки с родителями, костистым Лоренсом и ласковой Мэтти. "Джи-джи-джи", - жужжала Мэтти, очарованная малышом. "Не сюсюкай, Ма!" - громыхал Лоренс. Потом снова хлопнула дверца, и бесшабашная мамаша укатила обратно в город. Покинутый родительницей юный Джефф хмуро воззрился на представителей старшего поколения, потянул носом воздух, выплюнул соску и издал душераздирающий вопль.
"Не вой, ковбой!" - гаркнул дедушка Ло, лихо вынул внука из коляски и, подхватив его подмышку, отправился знакомить с владениями. Бабушка семенила следом, умильно прижимая к груди бутылочку с молоком. Одурманенный запахом навоза, малыш вскоре уснул.

Старик Лоренс не принадлежал к потомственным аграриям, он был весьма высокопоставленным государственным чиновником и одно время даже возглавлял межрегиональную государственную комиссию по ядерной энергии.

В семье за глаза его звали "генералом". Он довольно рано вышел на пенсию и, будучи человеком деятельным, не пожалел ни средств, ни сил на поддержание в надлежащем виде наследных владений своей любимой супруги. Городская квартира была предоставлена в полное распоряжение дочери. Свобода принесла свои плоды. После рождественских празднеств 64-го года семнадцатилетнюю Жаклин выписали из роддома.
Мальчик был недоношен, хил и капризен. Биологический отец ребёнка в скором времени исчез, предоставив заботы о малыше своей легкомысленной подруге, которая, в свою очередь, перепоручила Джеффа предкам и отправилась на поиски нового счастья.

И счастье не замедлило найтись, оно явилось в виде всклокоченного загорелого юного красавца, одного из ночных охранников банка, в котором служила сногсшибательная Жу. Парень сверкнул белозубой улыбкой и представился: "Мигель, можно просто Майк!" Мигель Безос был сверстником Жаклин, но жизнь успела научить его многому.

В начале 60-х пятнадцатилетним пацаном он бежал с Острова Свободы в цепкие объятия Дядюшки Сэма. До встречи со своей судьбой он никогда не имел больше одной смены белья, регулярно питался репчатым луком и понятия не имел о том, сколько стоит букет тепличных роз. Его английский был ужасен. Любовь преобразила юношу. Жаклин привезла Майка на ранчо родителей и подвела к сыну. "Ты мой новый па?" - спросил четырёхлетний малыш. Мигель покосился на подругу. "Ты научишь меня драться?". Мигель кивнул. Позже Джефф говорил так: "Моим отцом, моим настоящим отцом, был тот парень, который меня вырастил".

Джефф научился драться, а ещё он научился конструировать разные штуки. После школы он бродил по дому с отвёрткой в поисках работы для пытливого ума и ловких рук. В своей комнате он разобрал и собрал всё, до чего сумел дотянуться.
Папа и мама не пытались ему мешать, они были слишком заняты. Папа и мама одновременно работали в банке и учились в университете, папа и мама делали ему сначала сестричку, потом братика, папа и мама с пяти лет твердили ему "ты уже большой, ты наша опора, вся надежда на тебя".

И Джефф всерьёз стал подумывать о будущем. Он запирался в комнате и изобретал разные фантастические штуки: солнечную батарею из фольги и зонтика, дверной звонок из старого будильника, прочие мелочи не в счёт. Позже Майк выделил ему для опытов гараж (похоже, все американцы предпочитают изобретать в сараях, насквозь провонявших бензином и ржавым металлом).

Каждое лето Джефф уезжал на ранчо и вместе с дедом воплощал в жизнь некоторые из своих затей. Они усовершенствовали ветряную мельницу, миникомбайн, гусеничный трактор. Шли годы. И однажды Джефф обнаружил себя стоящим на пороге школы и произносящим торжественную речь перед другими выпускниками и их родителями. Этой чести он был удостоен по праву. Юноша не только успешно сдал все экзамены, ко всему прочему он ещё не пил, не курил и ни разу не был замечен в подозрительных компаниях.

Через пару месяцев он без особых хлопот поступил в Принстонский университет, на кафедру электронно-измерительных приборов и информатики физического факультета, который благополучно закончил в 86-м году с "красным" дипломом и знаком отличия от академического общества Фи Бета Каппа. Пребывание Джи Безоса в университете было омрачено довольно неожиданным открытием, оказалось, что на свете полным полно парней, которые сильно лучше него разбираются в законах физики.

Поэтому Джефф решил сосредоточить своё основное внимание на вопросах компьютерной поддержки. В этой области наблюдалась несколько меньшая плотность гениев и предполагался в самое ближайшее время повышенный спрос на специалистов приличного уровня.

Годы ученичества остались позади. Дипломированный Дж. Безос был принят с распростёртыми объятиями в знаменитую компанию Fitel, в отдел, специализировавшийся на построении транснациональных компьютерных финансовых сетей. Около двух лет Джеффри с неподдельным интересом слушал разговоры банкиров, биржевиков и директоров разнообразных фондов. Слушал столь внимательно и усваивал столь быстро, что в очень скором времени почувствовал себя вполне подготовленным к великим деяниям.

Тут-то его и пригласили на работу в бурно развивающуюся компанию Shaw, делавшую немалые деньги на эксплуатации лучших умов Америки. Уже после первого собеседования с новым работником председатель совета директоров компании Дэвид Шау произнёс: "Когда-нибудь этот парень сделает очень много денег". Как в воду смотрел. Между тем Безос с энергией, достойной быть может и лучшего применения, вникал в тонкости виртуального денежного оборота. Интернет дарил настолько очевидно перспективные новые возможности, что порой у нашего героя кружилась рано начавшая лысеть голова.

У Джеффа всегда было два образца для подражания, Томас Эдисон и Уолт Дисней. Первый был гениальным изобретателем и поганым бизнесменом, второй был изобретателем поплоше, но зато дела вёл получше. Приближавшийся к тридцатилетнему рубежу Безос искренне полагал себя гениальным изобретателем и бизнесменом. Он чуть ли не ежегодно бывал в Диснейленде, и проект создания аналогичной по размаху виртуальной империи будоражил его разум.

Всем нам свойственно заблуждаться, но однажды мы делаем единственно верный шаг в нужном направлении, и именно этот шаг решает нашу дальнейшую судьбу. Джефф женился. Его избранницей стала юная сотрудница Shaw, начинающая писательница, очаровательная МакКинзи. "В нашем доме снова поселилась заботливая Ма". С тех пор в паре чистых носков, упаковываемых в дорогу, всегда можно было найти коробочку с витаминами, а на плечиках в платяном шкафу каждое утро висели аккуратно отутюженные рубашка и брюки.

Это случилось 1 мая 1994 года. Джефф сидел, обхватив голову руками, в своём рабочем кабинете на 39-м этаже небоскрёба, расположившегося в самом центре Манхэттена. "Почему электронная коммерция сможет принести больше денег, чем коммерция традиционная? Люди всегда хотят пощупать товар до покупки. Только лекарства приобретаются по чужому рецепту. Но связываться с Минздравом? Нет, себе дороже. Автомобили? Компьютеры? Это вечная головная боль с гарантийными обязательствами. Так что же?" Раздался звонок. Безос снял трубку. Звонила жена, она спрашивала, не забыл ли он про витамины. "Милая Ма. Она корпит над своим романом, но находит время для подобных звонков: Романом? Ха! Романом!: Книги! И как только мне это сразу не пришло в голову?!
Тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч наименований. Автор, краткая аннотация, и всё. Главное, чтобы клиент смог, обязательно смог найти то, что хочет. Какой книжный магазин сможет похвастать таким же ассортиментом? А Интернет? Интернет - просто идеальный контейнер для хранения безграничной информации".

Безосу не терпелось поскорее начать реализовывать только что родившуюся идею. Уже на следующий день, в пятницу, он вылетел в Лос-Анджелес, где проходил ежегодный конгресс лидеров книжного бизнеса Америки. Ему удалось убедить "бумажных акул" в перспективности виртуального диалогового книжного магазина. В понедельник он сидел в кабинете Шау с заявлением об уходе. Теперь уже бывший босс убедил своего молодого горячего собеседника потратить хотя бы ещё пару дней на разработку подробного плана действий. Умудрённый сединами Дэвид сумел заронить зерно сомнения, но Джефф нашёл в себе силы не прислушаться к голосу разума. Он решил поставить на кон всё. "В конце концов, будет, о чём вспомнить на пенсии".

На уикэнд он с женой отправился к родителям и с порога объявил о своём решении оставить Shaw ради собственного бизнеса. А ещё он сказал: "Папа, дай денег!" И Мигель Безос безропотно выписал чек на $300.000. Это было всё, что ему и Жаклин удалось отложить на безбедную старость. "Мы вкладывали не в бизнес, мы вкладывали в нашего мальчика", - в одном из недавних интервью заявила мать Человека 1999 года. Сумма, выложенная папой, составила около 6 % начального капитала (остальное пришлось наскребать по сусекам). И теперь Джефф заявляет на пресс-конференциях, что сумел сделать своих родителей миллиардерами (конечно, никто не позволит им изъять свою долю из действующего бизнеса, но пару миллионов на "чёрный день" им удалось отложить).

В начале июля МакКинзи и Джеффри уже были в Сиэтле и вели переговоры с адвокатом о регистрации новой компании. "Как бы вы желали назвать свою компанию?" К этому вопросу Джефф был совершенно не готов. "Э-э-э: пусть будет "Кадабра"!" "Желаете похоронить компанию с первого дня?" - участливо поинтересовался адвокат. И молодая чета исчезла на пару недель, которые были проведены в мучительных раздумьях и жестоких спорах. Ничего сносного им придумать так и не удалось. Семейное собрание остановилось на романтическом названии Amazon (ручейки вливаются в речки, речки в реки, реки стремят свои воды в бескрайний океан). Как ни странно, на сей раз адвокат молча зарегистрировал компанию. Процесс растрачивания денег инвесторов продолжился наймом на работу гениального программиста Шела Кафана (Вы слышали про cookies? Это его патент) и съёмом скромного домика с двумя спальнями, где и разместился офис компании. Пригодился и гараж, в который удалось впихнуть три рабочих стола (сколоченных Безосом собственноручно из трёх деревянных дверей и строительного хлама, во множестве разбросанного по приусадебному участку) и водрузить на них три компьютера. Соединительные кабели были протянуты сквозь не залатанную прошлыми хозяевами дыру на крыше, через которую в гараж проникал естественный солнечный свет. Бухгалтерию и отдел кадров взяла на себя МакКинзи. И, в обстановке строжайшей секретности, началась работа над сайтом Amazon.

В июне 1995 года была запущена испытательная версия электронного магазина по адресу www.amazon.com:99. База данных содержала миллионы наименований литературы. Система безопасности была разработана до мелочей. Отдел доставки тренировали почище морских пехотинцев. О тестировании знали только сотрудники компании и 300 добровольных тестеров, с которых была взята торжественная клятва хранить, до поры до времени, всё происходящее в тайне. 16 июля завеса таинственности была сброшена и изящный сайт www.amazon.com предстал миру во всей красе. За тестовый период были произведены успешные продажи во всех штатах Америки и ещё в 45 странах. Ни одного сбоя. "Я понял тогда, что мы победили, уже в первые несколько дней", - говорит Джефф.

Лавинообразный рост продаж был выше всяческих ожиданий. В работу по упаковке товара были вынуждены включиться все, даже сам Безос. Он вспоминает, как однажды, посмотрев на свои стёртые в коленях джинсы, он сказал одному из сотрудников: "Знаешь, Том, похоже нам придётся заказывать наколенники". Тот поднял голову, посмотрел на босса как на полного идиота и произнёс: "Знаешь, Джефф, лучше бы ты потратился на конвейер и упаковочные столы". Конвейеры были установлены. А ещё через год Amazon был представлен на обложке Wall Street Journal как самый успешный онлайн бизнес сезона.

Сегодня даже как-то странно сомневаться в блестящих перспективах Amazon. Акции стабильно растут с начала 1997 года, многомиллиардным оборотам не завидует разве только Уильям Гейтс Третий, инвесторы готовы вкладывать и вкладывать средства. Но в том-то и беда, что однажды раскрученный маховик очень трудно остановить, а в рабочем состоянии не всегда можно точно определить: механизм больше потребляет, чем отдаёт, или наоборот? Amazon давно перестал быть просто сетевым книжным супермаркетом. Теперь тут можно заказать и музыку, и игры, и кино, и программы, и всё, что ни попадя.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий