Оглавление

среда, 30 июня 2010 г.

Просто миллиадер и коллекционер Франсуа Пино


Франсуа Пино (Francois Pinault) – французский бизнесмен, миллиардер, коллекционер и один из самых влиятельных людей в мире современного искусства.

Франсуа Пино родился во французской провинции Бретань в 1936 году в семье лесника. Юный Франсуа был предоставлен сам себе и предпочитал заниматься только теми вещами, которые сулили ему немедленную выгоду. С трудом окончив школу, Франсуа и не думал учиться где-то еще – учеба не казалось ему перспективным занятием.


Рабочая карьера так же его не привлекала. Несколько лет Пино перебивался случайными заработками в Бретани и Париже, чем сильно не угадил своим родственникам, которые наперебой давали ему советы по обустройству жизни. Однако, у него появилась твердая уверенность, что в любом деле надо надеяться только на себя. Впоследствии разбогатев, Пино любил хвастаться, что у него есть только один документ, свидетельствующий о квалификации - водительские права. Но тогда ему было не до смеха. Отчаявшись разбогатеть во Франции, Франсуа отправляется в Алжир, бывший тогда французской колонией.

Чем именно занимался в течении трех лет будущий миллиардер в охваченной войной арабской стране, окутано тайной. Недруги поговаривали о торговле оружием и наркотиками, но никаких доказательств этого не существует. Так или иначе, из Алжира Пино вернулся с деньгами. Это был совсем другой человек - уверенный в себе и точно знающий, чем ему заняться. В 27 лет он основал свою компанию Pinault group и занялся торговлей древесиной.

Долгие годы Пино торговал древесиной и обрастал полезными связями. Например, подружился с начинающим чиновником Жаком Шираком. В 1973 году Пино решил испытать и свою интуицию. Незадолго до обвала фондового рынка он продал Pinault group за 30 млн. франков инвесторам из Великобритании. Впоследствии он выкупил ее обратно за 5 млн. франков. За год он заработал больше, чем за пять предыдущих лет. Такая игра пришлась ему по душе. Но тогда расчетливый бизнесмен победил в его душе игрока. Пино опять затаился в ожидании удобного случая поживиться.

Удача опять не заставила себя ждать. В 1976-м он отсоветовал Жаку Шираку ехать на поезде, в котором террористы взорвут бомбу. После этого будущий президент Французской Республики считал себя обязанным Пино жизнью. Возможно, не без помощи преуспевающего чиновника торговля древесиной быстро пошла в гору.

В 1988 году 52-летний Пино из юного искателя приключений превратился в уважаемого среднего бизнесмена, имеющего верную супругу и четырех детей. Именно тогда ему ударил "бес в ребро". Пино решил плюнуть на респектабельность и осуществить свою давнюю мечту - стать очень богатым человеком.

В конце 1989 года председатель совета директоров CFAO (Франко-африканского торгового союза) Поль Паоли пригласил Пино поучаствовать в капитале. Начав с доли в 20%, Пино за несколько месяцев присоединил Acquisition к своей группе. Старые директора, начиная с Паоли, были тут же уволены, а Pinault group продолжила дело торгового союза - поставки электрооборудования в Африку.

Такое враждебное поглощение пришлось Пино по душе. К тому же в этот момент представилась возможность нажиться за счет своих связей с госчиновниками. В 1991 году государственный банк Credit Lyonnais решил купить американскую страховую компанию Executive Life. Только вот законы США запрещали банкам покупать более 25% акций страховщиков. Тогда Credit Lyonnais привлек для сделки несколько французских фирм-посредников, в том числе и принадлежащую Пино Artemis, и купил Executive Life через них. Благодарность госбанка за помощь буквально не знала границ. Посредники получили право продать все находящиеся на балансе страховой фирмы ценные бумаги. По разным оценкам, Пино заработал на сделке от $1 млрд. до $2 млрд. Эти деньги и легли в основу его новой империи.

Стоит отметить, что власти США узнали о нарушениях только через семь лет. Еще пять лет им потребовалось, чтобы заставить Пино заплатить $185 млн. - всего-навсего десятую часть заработанного тогда предприимчивым французом. И Жак Ширак в этом конфликте защищал интересы своего друга до последнего.

А заработанные Пино в 1991 году миллиарды долларов он сразу же пустил в дело - купил Conforama, свою первую сеть розничной торговли. Еще через год - один из крупнейших парижских универмагов Printemps. И тут же отправил в отставку его топ-менеджеров, заменив их своими людьми. В 1994 году Пино прибрал к рукам розничную сеть La Redoute и крупнейшую во Франции сеть книжных магазинов Fnac. Его группа называется теперь Pinault-Printemps-Redoute (PPR). Она является крупнейшим розничным объединением во Франции с капитализацией примерно в $16 млрд.

Однако, Пино не остановился и на этом. Он словно старался взять реванш за 25 лет занятий лесоторговлей и поглощал буквально все: чулочную фабрику Orcanta, фарматорговую компанию SCOA, скандинавское объединение посылочной торговли Ellos, продавцов офисного оборудования Guilbert и Niceday. За агрессивную скупку без разбора и тотальное увольнение менеджеров Пино скоро прозвали "спрутом", а его группу в шутку называли "торгующей всем, от скрепки до тракторов". Услышав про это, Пино заявил с гордостью своим сотрудникам: "Мои конкуренты либо умрут сами, либо я их съем".

Разбогатевший Пино быстро втянулся в аристократические забавы. Он увлекся модой и коллекционированием предметов искусства. Свою первую картину Пино купил незадолго до аферы с Executive Life - в 1990 году. Это было полотно художника Пье Мондриена, купленное в Нью-Йорке за $8 млн. "Я понял, что мог бы взобраться на вершину искусства своего времени", - описывал он потом свои ощущения от этой покупки. Коллекционирование стало его хобби. Отдыхая от зарабатывания денег, он ездил на выставки и встречался с известными коллекционерами и экспертами. Однако подходил он к этим занятиям все же с позиции бизнесмена - любил роскошь и покупал средства ее производства.

В 1998 году он воспользовался спадом на рынке искусства и купил аукционный дом Christie's. Тот самый, который вместе с другим британским аукционом - Sotheby's - контролирует больше 90% сделок с предметами искусства. Впервые иностранец проник в святая святых этого чисто британского бизнеса 222-летней выдержки.

Но менять из-за этого свои правила Пино не собирался. Купив Christie's, он первым делом решил перестроить штаб-квартиру аукционного дома... под отель с бутиками. Более того, он перевел заседания правления на французский язык. А еще через год из подданных королевы в руководстве аукционного дома усидел только его президент лорд Хиндлип.

Так же грубо француз обошелся и с "кухней" своего нового бизнеса. При передаче дел выяснилось, что с 1992 года руководители Sotheby's и Christie's согласовывали размер комиссионных своих клиентов. Пино увидел в этом возможность утопить конкурента и заявил об этом полиции. Разразился грандиозный скандал, в результате которого под суд попали основные руководители Sotheby's, а Министерство юстиции США оштрафовало конкурентов Пино на $45 млн. Christie's от штрафа был освобожден "за содействие правосудию". Зато теперь Пино покупает картины с доходов от половины мировой торговли искусством. Только в 2003 году выручка Christie's составила $1.4 млрд.

Еще круче обошелся Пино с миром высокой моды, купив в 1999 году итальянскую Gucci Group и французскую компанию Yves Saint Laurent. Gucci он увел из-под носа Бернара Арно, владельца крупнейшего производителя предметов роскоши LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton SA. Пино соблазнил руководителей Gucci Доменико Де Соле и Тома Форда обещанием невиданной свободы действий и провел с их помощью допэмиссию акций. В результате доля Арно в итальянской компании размылась с 34 до 20%, а Пино стал владельцем 40%. Почти три года Арно пытался вернуть Gucci себе, но в итоге вынужден был продать конкуренту и свои акции модного дома. А установив над Gucci полный контроль, Пино вышвырнул из компании ненужных больше Де Соле и Форда.

Эта махинация сделала Бернара Арно и Франсуа Пино злейшими врагами, но нового хозяина Gucci злость конкурента только веселит. "Мы с Арно машем кулаками, как два желторотых юнца", - любит шутить Пино.

Не так гладко прошло поглощение Yves Saint Laurent, которую Пино купил у создателя за $1 млрд. плюс $70 млн. за право использовать знаменитую торговую марку. По своей привычке рассорившись после заключения сделки с Сен-Лораном и решив продать его бывшую пошивочную мастерскую, он натолкнулся на отчаянное сопротивление работавших там 150 белошвеек. Объединившись в профсоюз, работницы добились судебного запрета на отчуждение ателье и даже отсудили у Пино небольшую компенсацию в $2500. Что, впрочем, не сильно расстроило Пино, который за время суда с белошвеями успел купить Boucheron. Эта французская ювелирная компания, продажи которой составляют около 200 млн. швейцарских франков в год, известна своими часами, парфюмерией и ювелирными украшениями.

Франсуа Пино - один из тех, о ком говорят "вы богаты, если не знаете, сколько у вас денег". Точная стоимость принадлежащих ему компаний зависит от колебаний биржевых цен, но ориентировочно состояние Пино оценивается от $5 млрд. до $8 млрд. Помимо розничных сетей, замков и виноградников, Франсуа Пино принадлежат парижский театр "Мариньи" и футбольный клуб "Ренна".

Комментариев нет:

Отправить комментарий